Опыт внедрения ЭОР

Распространение собственного опыта по внедрению ЭОР в образовательный и воспитательный процесс


Передо мной, так же как и перед другими педагогами, которые хотят проводить интересные ИКТ- насыщенные уроки,  заниматься проектным методом обучения возникают новые вопросы, неведомые нашим предшественникам. Вот далеко не полный их перечень:
- каким цифровым образовательным ресурсом воспользоваться в данном конкретном случае?
- в каком соотношении с традиционными учебными пособиями организовать подачу электронных учебных материалов?
- как логически выстроить структуру ИКТ-насыщенного урока и, при этом, не нарушить санитарно-гигиенические нормы?
- какому электронному учебнику отдать предпочтение для длительного использования в качестве учебного пособия?
 На сайте «Электронные образовательные ресурсы» проводится множество интересных и  нужных семинаров для учителей, на которых на все эти вопросы можно найти ответ.   В этом году я участвовала во многих из них.
Какой опыт я приобрела, участвуя в семинарах, организованных на электронной площадке  "ЭОР"?
 Научилась  создавать ЭОР и эффективно их использовать  на уроке; проектировать современный урок  с использованием  ЭОР; конструировать рабочие программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС с использование сервисов  web 2.0 ; создавать личный сайт педагога для более эффективного взаимодействия с коллегами, учениками, родителями.
Участвуя в семинаре «Технологияподготовки урока в современной информационной образовательной среде» я научилась создавать тестовые развивающие и контролирующие задания в интерактивных тестовых оболочках, программах, сервисах web 2.0 для оценки образовательных достижений обучающихся.  Использование этих заданий на уроках с целью закрепления знаний учащихся по определенным темам сделало процесс контроля более увлекательным  и интересным для обучающихся. Участвуя в работе семинара "Организация внеурочной проектной деятельности на основе метапредметности с применением ЭОР и Web 2.0" научилась эффективно использовать ЭОР, ЦОР при организации внеурочной проектной деятельности. На этом семинаре мной была разработана программа внеурочной деятельности по социальному проектированию "Сердце в ладонях"
Участвуя в сетевом  конкурсе  предметных и метапредметных программ организации внеурочной деятельности "Школьная жизнь до и после уроков..." мной были созданы  ЭОР, для программы внеурочной деятельности "Сердце в ладонях" (См. ниже). Этот материал я использую на занятиях  в начальной школе. 
После учёбы на семинаре «Организация и проведение сетевых проектов в соответствии с ФГОС с использованием ЭОР и сервисов web2.0». Был создан проект "Есть ли герои у нашего времени?".  Проект направлен на развитие у учащихся гражданственности, патриотизма, т.е. на формирование важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни.
После обучения на семинаре стало возможным создание блогов:сайта класса «Классная компания» и  личного  сайт «Палитра знаний».  
После прохождения семинара «Личный сайт учителя как средство повышения эффективности  учебно-воспитательного процесса» на личном сайте появились новые разделы, создан блог по подготовке учащихся к успешной сдаче ГИА  и ЕГЭ «Сдаем ГИА  и ЕГЭ по биологии»  
 Летом, участвуя в фестивале "Учитель XXI века"  создала веб-квест "Дороги, которые мы выбираем". Сейчас, со своим 9 классом,  мы реализуем этот квест.
Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. А полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается ряд компетенций:

  • использование ИТ для решения профессиональных задач (в т.ч. для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде компьютерных презентаций, веб-сайтов, флеш-роликов, баз данных и т.д.);
  • самообучение и самоорганизация;
  • работа в команде (планирование, распределение функций, взаимопомощь, взаимоконтроль);
  • умение находить несколько способов решений проблемной ситуации, определять наиболее рациональный вариант, обосновывать свой выбор;
  • навык публичных выступлений (обязательно проведение предзащит и защит проектов с выступлениями авторов, с вопросами, дискуссиями).

Во время фестиваля пересмотрела свое отношение к использованию мобильного телефона на уроке.  Как итог изменившегося мировоззрения - разработка урока по биологии для 6 класса по теме "Фотосинтез" и использование в своей работе.
Думаю, что можно использовать   в образовании и Skepe: предлагаю использовать его во внеклассной работе. Разработала  пресс-конференцию "День земли"   и телемост "Злой волшебник табак".
На этом же фестивале познакомилась и с подкастами, научилась их создавать и теперь использую в своей работе.
Современную концепцию развития Интернет принято называть Web 2.0 (Веб 2.0). Принципиальным отличием Веб 2.0 от традиционной сети является возможность создавать содержимое Интернета любому пользователю.
Сервисы Веб 2.0, или социальные сетевые сервисы - современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти групповые действия включают:
  • персональные действия участников: записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов;
  • коммуникации участников между собой.

В помощь  моим учащимся  и коллегам создала инструкции для освоения некоторых сервисов Web 2.0. Здесь же размещаю мои вебмиксы "Полезные сайты" и "Web 2.0 для школы". 
Познакомила своих учеников с возможностями сервисов web 2.0 на уроках биологии и изобразительного искусства и теперь используем их:
- для создания коллажей;
- для создания Gif-анимации;
-  слайд-шоу;
- создание Wiki -газет, плакатов;
- создания облака-слов;
- создание видеофильмов с загрузкой на Ютьюб;
- размещение работ по изобразительному искусству на сервисах PhotoPeach, Сalameo, SlideShare, DocMe.
Используя разнообразные ЭОР как на начальных этапах урока, так и при объяснении новой темы, закреплении и обобщении, контроле знаний, активизируется учебный процесс, повышается мотивация к изучаемым предметам (биологии и изобразительному искусству). Поэтому все больше учащихся участвуют в предметных олимпиадах как муниципальных, так и региональных, экологических конкурсах, Всероссийских конкурсах исследовательских работ и конкурсах изобразительного творчества.
После обучения на семинаре «Электронное портфолио педагога»  я по другому взглянула на функцию портфолио  и открыла для себя, что портфолио может быть не только  папкой  достижений учителя, а стать площадкой по обмену опытом  по использованию электронных образовательных ресурсов.
В силу своей загруженности учитель не всегда  может сделать новую презентацию, новый ЭОР. Но он может позаимствовать столь необходимый ему ресурс у коллег, соблюдая авторское право. Итогом работы на семинаре стал этот блог-портфолио. 
Что же нового дают ЭОР нашим ученикам?
Прежде всего - возможность действительно научиться. Ведь учебная работа теперь включает не только занятия с учителем, но и самостоятельные (дома). 
ЭОР позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические работы - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести проверку собственных знаний, умений, навыков. 
С ЭОР изменяется и такой компонент как получение информации. Ведь одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, а совсем другое - увидеть их и самостоятельно исследовать в интерактивном режиме.
Система обучения с помощью ЭОР сегодня еще продолжает выстраиваться, но мне кажется, что я нашла оптимальную форму эффективного взаимодействия ученика  и учителя: использование электронного портфолио не только для коллег, но и в работе с учащимися.
Главная задача для меня  - разумное использование ЭОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге - для каждого ученика. Ну и конечно, с радостью будем вместе с моими учениками осваивать и дальше просторы Интернета, интересные и полезные для учебы  сервисы.
  •    Публикации инструкций по работе в веб-сервисах с приложением примеров на сайте Открытый класс    
Распространяю свой опыт  по созданию и использованию ЭОР среди педколлектива МБОУ Верхнесоленовская СОШ, МБОУ Веселовский ЦДТ. Провожу мастер-классы , выступаю на педсоветах, методических  объединениях  по данной проблеме:
  •         «Создание интерактивных презентаций в Power Point»  
  •          «Контроль знаний учащихся средствами ИКТ»
  •          «Использование ИКТ технологий при проведении  контроля в объединении» и т. д.






Комментариев нет:

Отправить комментарий